Эта тема была развита в работах Сартра и Камю. Быть ответственным - это значит признавать себя неоспоримым творцом события. Экзистенциальная категория ответственности - следствие или результат нашей свободы. Следовательно, это одновременно и жизненный шанс, и источник тревоги, поскольку в случае неудачи человеку не за кем спрятаться и нечем оправдаться. Перлз подчеркивает значимость этой экзистенциальной данности, что находит выражение в его первой книге (1947). При описании действия он настаивает на использовании первого лица единственного числа и предлагает говорить «я выронил чашку» вместо «чашка выскользнула из моих рук»1.
Категория ответственности актуализируется, когда у нас появляется свобода выбора, мобилизуемая желанием. Процесс проходит в три этапа: у нас возникает желание или потребность, мы имеем свободу сказать «да» или «нет» и выбираем, осуществить это желание или нет.
Также применяются различные стратегии, чтобы уклониться от ответственности:
- Мы можем подавить желание, чтобы не сталкиваться с трудностью принятия решения: как говорится, «сделать выбор - это значит отчасти умереть»2.
- Мы можем отказаться от свободы выбора и доверить его другим. В этот фокус попадает проблема сектантства. Гораздо проще, если нам скажут, что делать, объяснят, что хорошо и что плохо. Это помогает избежать тревожных вопросов. Гештальт-терапия с ее акцентом на ответственности противостоит любому сектантскому движению.
- Наконец, мы можем не стремиться осуществить свои желания, то есть не проявлять инициативы, чтобы не рисковать и тем самым избежать неудач; однако порой эта стратегия приводит к депрессии...

Ответственность часто вызывает чувство вины. Например, человек может чувствовать себя виноватым за то, что его личная жизнь не сложилась, что он не воспитывает своих детей, как когда-то мечтал, и т.д.
Эта вина может быть обоснованной (человек несет ответственность за определенный провал) или невротической (человек винит себя за то, в чем не виноват, или, наоборот, чувствует ответственность за все беды и за весь род людской!).
Мария постоянно злилась на своего мужа. Это и привело ее на терапию. Я пишу «привело», так как она даже не могла взять на себя ответственность за то, чтобы прийти: «Я здесь, потому что он невыносим». До тех пор пока действовала эта защита, терапия не могла дать никакого эффекта.